Буксир

Общее понятие и классификация буксиров

Буксир являет собой самоходное судно для кантовки и буксирования несамоходных судов, плавучих конструкций и судов, которые потеряли способность самостоятельно передвигаться ввиду возникших неисправностей. Буксировочные суда подразделяются на портовые, толкачи, морские и спасательные.

Портовые буксиры (кантовщики) применяются, как правило, для проведения швартовки в условиях закрытой гавани. Они обладают небольшой мощностью и малыми размерами. Это позволяет им не только обеспечивать выполнение прямой задачи швартовки, но справляться с прочей портовой работой.

Морские буксиры характеризуются на порядок большими габаритами и мощностью. Это связано с их назначением. Они применяются для вождения судов и плавучих конструкций в условиях открытого моря. По характеристикам спасательные буксиры аналогичны морским, однако отличаются по назначению. Они необходимы для буксировки судов в порт и прочей помощи в море.

Толкачи водят суда и плавучие сооружения, толкая их, а буксировщик – тянет. Толкачи пришли на смену традиционным буксирам в области вождения речных барж. Комбинация из толкача и баржи – идеальное средство транспортировки грузов в условиях внутренних водных путей.

Главной характеристикой любого буксировочного судна является его тяга (для толкачей упор), в отличие от остальных судов, где больше ценится скорость. Тяга буксира – это максимально допустимая сила, которую он может приложить к транспортируемому объекту.

Оснащение буксира

Для того чтобы выполнять свои функции все буксирные суда оснащены специальными устройствами. В их состав входят следующие приспособления:

  • Лебедка. Она устанавливается только на внутренних и морских буксирах. Она необходима для корректирования длины и силы натяжения троса. Длину приходится часто менять в условиях передвижения по внутренним водным путям. Ведь здесь часто встречаются быстрины, перекаты, извилистые участки. Лебедка позволяет увеличивать длину троса до 300 метров для речных и до 900 метров для морских судов.
  • Тросы. Различают синтетические (нейлоновые, капроновые), стальные и растительные тросы (манильские, пеньковые). Синтетические тросы на порядок эластичнее, легче и практичнее других, однако и они не лишены недостатков. При их разрыве возникают искры, это послужило причиной запрета на их использование при транспортировке нефтепродуктов.
  • Гак. Нужен для закрепления и отдачи троса без лебедки.
  • Дуга. Служит для закрепления гака.
  • Арки. Обеспечивают защиту людей и оборудования на палубе.
  • Клюз. Ограничивает движение троса.

Применение буксиров

Буксиры - рабочие лошадки в судостроении. Сфера их применения довольно-таки обширна:

  • толкание перед собою несамоходных барж, гружённых грузом.Такие речные грузовые поезда довольно таки часто применяются для транспортировки угля, руды и леса, а также строительных материалов.
  • доставка на место работы судов спец назначения. К таким судам могут относиться плавучие краны, буровые установки, земснаряды.
  • буксировка вышедших из строя (но оставшихся на плаву) судов;
  • осуществления маневрирования крупных судов в акватории порта.
буксирбуксирбуксир