Судостроение в России

История судостроения

Судостроение на территории нынешней России развивалось ещё с древнейших времён. Самый древний найденный корабль был построен в пятом веке до нашей эры. На Руси строились в основном торговые однопалубные речные суда. Первая верфь была основана в Соловецком монастыре, на которой сбирались промысловые суда.

Первая верфь для постройки военных кораблей была заложена в 1693 году Петром Первым в Архангельске. Там построены: 24-пушечный корабль «Апостол Павел» (1640), фрегат «Святое Пророчество» (1640), галера и транспортное судно «Фламов». Они образовали на Белом море первую русскую военную флотилию.

Весной 1700 г. был построен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация». В 1702 г. в Архангельске были спущены два фрегата: «Святой Дух» и «Меркурий».

В 1703 г. был заложен Санкт-Петербург, центром которого стало Адмиралтейство — самая большая судостроительная верфь в стране. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи был построенный Федосием Скляевым и Петром Первым в 1712 г. 54-пушечный корабль «Полтава». К 1714 г. Россия имела свой парусный флот. Самым большим судном петровского времени был 90-пушечный корабль «Лесное» (1718).

Экономические причины

Судостроение России – отрасль машиностроения и ВПК РФ. Развитие судостроения в России обусловлено экономической целесообразностью. Наша страна – самая большая в мире. Площадь состовляет 17.1 млн квадратных километров. Перевозить грузы на такие расстояния гораздо выгоднее речным или морским путём. Преимущества:

  • низкая стоимость доставки;
  • большие объёмы перевозки.

Например доставка легковых автомобилей из Японии в Тюмень обходится гораздо дешевле, если их сначала по морю доставить в Санкт-Петербург, а затем на автовозах доставить в точку назначения, нежели везти на автовозах с Владивостока. Наличие судоходных рек таких как Волга, Дон, Обь и т.д. делают возможным перевозку грузов и внутри страны. Столицу даже называют портом пяти морей, т.к. из Москвы по рекам можно попасть в пять разных морей. Учитывая сильный рост экономики возрастает нагрузка и транспортные компании и если с автопарком и железнодорожным транспортом в России дела обстоят довольно такие хорошо, то в плане судостроения ситуация не такая хорошая. Речной флот длительное время не обновлялся, подавляющее большинство гражданских судов были построены ещё в СССР.

Центры судостроения

Северный центр

Северодвинск – место крупнейших судостроительный верфей в северной части страны. Основное направление – ВПК и арктический флот.

Западный центр

По сути исторический центр с которого и начиналось судостроительство в России. Санкт-Петербург и Калининград – основные места сосредоточения судоверфей.

Судостроение в России

Советуем Вам также ознакомиться с грузовыми судами и рыболовными судами от компании Судовефрь.