Судостроение в России

Строительство судов в РоссииИстория судостроения

История судостроения на территории нынешней России насчитывает тысячелетия, начиная с древнейших времен. Производство судов в России имеет богатую историю, начиная с XVII века, когда Петр I начал осваивать судостроение для укрепления морской силы России. Он создал первую верфь на острове Котлин, который расположен недалеко от Санкт-Петербурга. В дальнейшем, в XIX веке, верфи и заводы были расширены и совершенствованы.

Одним из ключевых районов судостроения в России был город Санкт-Петербург, который стал центром развития российской морской силы. В 18 веке на верфях этого города начали строиться крупнейшие суда того времени, такие как линейные корабли "Азов", "Петр Великий" и другие. В 19 веке на верфях Санкт-Петербурга появились первые паровые суда и боевые крейсера.

Калининградская область, расположенная на берегу Балтийского моря, также имеет богатую историю в судостроении. В 19 веке здесь появились первые судостроительные заводы, которые производили парусные суда и теплоходы. В 20 веке судостроение в Калининградской области достигло новых высот, когда здесь начали строиться суда для коммерческих целей и военных кораблей.

Приморский край, который расположен на Дальнем Востоке, также является важным районом судостроения в России. Здесь находится крупнейший судостроительный завод России - ОАО "Звезда", который начал свою деятельность в 1954 году. В 1961 году на этом заводе был построен первый атомный ледокол "Ленин", который стал символом мощи и престижа советского судостроения.

Первая верфь для постройки военных кораблей была заложена в 1693 году Петром Первым в Архангельске. Там построены: 24-пушечный корабль «Апостол Павел» (1640 г.), фрегат «Святое Пророчество» (1640 г.), галера и транспортное судно «Фламов». Они образовали на Белом море первую русскую военную флотилию.

Производство судов в России с каждым годом наращивало свою мощью Весной 1700 г. был построен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация». В 1702 г. в Архангельске были спущены два фрегата: «Святой Дух» и «Меркурий».

В 1703 г. был заложен Санкт-Петербург, центром которого стало Адмиралтейство — самая большая судостроительная верфь в стране. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи был построенный Федосием Скляевым и Петром Первым в 1712 г. 54-пушечный корабль «Полтава». К 1714 г. Россия имела свой парусный флот. Самым большим судном петровского времени был 90-пушечный корабль «Лесное» (1718).

Сегодня в России существует множество других районов судостроения, таких как Мурманская область, Камчатский край, Ростов-на-Дону и другие. Развитие судостроительной отрасли продолжается и на сегодняшний день.

Экономические причины развития судостроения

Судостроение в России

Судостроение России – отрасль машиностроения и ВПК РФ. Развитие судостроения в России обусловлено экономической целесообразностью. Наша страна – самая большая в мире. Площадь состовляет 17.1 млн квадратных километров. Перевозить грузы на такие расстояния гораздо выгоднее речным или морским путём. Преимущества:

  • низкая стоимость доставки;
  • большие объёмы перевозки.

Например доставка легковых автомобилей из Японии в Тюмень обходится гораздо дешевле, если их сначала по морю доставить в Санкт-Петербург, а затем на автовозах доставить в точку назначения, нежели везти на автовозах с Владивостока. Наличие судоходных рек таких как Волга, Дон, Обь и т.д. делают возможным перевозку грузов и внутри страны. Столицу даже называют портом пяти морей, т.к. из Москвы по рекам можно попасть в пять разных морей. Учитывая сильный рост экономики возрастает нагрузка и транспортные компании и если с автопарком и железнодорожным транспортом в России дела обстоят довольно такие хорошо, то в плане судостроения ситуация не такая хорошая. Речной флот длительное время не обновлялся, подавляющее большинство гражданских судов были построены ещё в СССР.

Судостроение

Центры судостроения в России

  • Северный центр. Северодвинск – место крупнейших судостроительный верфей в северной части страны. Основное направление – ВПК и арктический флот.
  • Западный центр. По сути исторический центр с которого и начиналось судостроительство в России. Санкт-Петербург и Калининград – основные места сосредоточения судоверфей.
  • Восточный центр. Предприятия сосредоточены в основном на Дальнем востоке, Владивосток - основной город центра с наибольшим количеством судоверфей.
  • Южный центр. В акваториях Каспийского и Черного морей также расположилось большое количество судоверфей.

Советуем Вам также ознакомиться с грузовыми судами и рыболовными судами от компании Судовефрь.